«Брат» Виктор СУХОРУКОВ: «Серега Бодров был талантливый, умный, красивый, трепетный, совестливый, и я одного себе простить не могу — что расстались мы плохо. Потом он в Кармадонское ущелье уехал — там и остался»
(Продолжение. Начало в № 21)
«У МЕНЯ ВСЯ СТЕНА В НАГРАДАХ, МЕБЕЛИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПРИЗОВ, НО ГЛАВНОЕ МОЕ БОГАТСТВО — ИМЕНА, И СРЕДИ НИХ АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ — ВЕЛИЧИНА МИРОВОГО МАСШТАБА»
— Я, признаться, слов «гениальный», «великий» и «выдающийся» избегаю, но к кинорежиссеру Алексею Балабанову какой-то из этих трех эпитетов, думаю, применим. Какую роль встреча с ним в вашей жизни сыграла — она для вас значимой стала, этапной?
— Биографичной... Это не знак, даже не символ — судьба, и такая, что я об этом рассказывал и буду всегда рассказывать. Сегодня — вот ведь до каких мыслей дожил! — я могу гордиться тем, что орехово-зуевский мальчик Витя Сухоруков, определенный пройдя путь, Виктором Ивановичем (не знаю, кто первый меня так назвал) стал — народным артистом, лауреатом. У меня вся стена в наградах, мебели меньше, чем призов, но главное мое богатство — имена, и среди них Алексей Балабанов — величина мирового масштаба, режиссер, которого знают и в Америке, и в Европе. Он в своем творчестве мрачный путь избрал, тем самым и раздражение, и отторжение, и даже нерукопожатие какое-то вызывая, но то, что это гениальный режиссер своего времени...
— ...сомнению не подлежит...
— ...и представляете, перед вами герой его главного фильма сидит. Мне много вопросов задают о том, как это случилось, как произошло, об удаче, об успехе, о каких-то случаях в жизни расспрашивают, хотя сегодня я редко такие вещи случаями называю. Тут только слово «чудо», только слово «счастье», только слово «судьба» уместно, потому что до 39 лет кинематографу был не нужен. Я на учете состоял...
— ...в смысле, ваши данные в актерской картотеке «Ленфильма» были?
— Да, а кино тогда в огромном количестве по всему Советскому Союзу снималось. И Киностудия Довженко мощнейшей была (что сегодня с ней происходит, не знаю), и в Одессе работа кипела, и в Ялте, где база нашей кинематографии находилась...
— ...и в Свердловске...
— Да, и республиканские киностудии были, ну и в Москве — две, и в Ленинграде, естественно, и вдруг я не нужен...
— Несмотря на такую внешность, на такие данные...
— Не нужен! Не нужен! Потом исторический, я даже думаю, космический произошел излом — разрушение Советского Союза... Я, кстати, до сих пор всех нас детьми переплета считаю — у нас нет эпохи, нет исторического масштаба, с которым надо сверяться, потому что один исторический пласт отвалился, а на другой мы еще не наступили. Мы в переходном периоде от одной формации к другой, до сих пор на этом шатком мосту стоим, который и время, и сомнения, и прочие невзгоды треплют, и берега пока не видим.
Так вот, вдруг на главную роль в фильм «Бакенбарды» меня приглашают (я сказал: «Не хочу! — все равно снимать меня вы не будете, только нервы истреплете, а потом откажете, и я запью»). Долго отказывался, но в конце концов все-таки согласился, а ведь если бы там не сыграл, в студии бы себя не озвучивал. После этого в пять часов вечера я по вестибюлю «Ленфильма» домой шел, и вдруг ассистент по актерам Бельская (в замужестве Сухорукова, она в Израиль уехала) пальчиком к какому-то парню, похожему на ежика, меня поманила — с короткой стрижкой, с глазами, как пуговки. Он такой растерянный сидел — это и был Леша Балабанов.
К тому моменту на главную роль фильма по мотивам произведения Беккета «Счастливые дни» он семь лучших на то время молодых актеров Ленинграда перепробовал и все чем-то был недоволен. Он мне сценарий дал, я его прочитал и руками развел: ну театр абсурда. Так ему и сказал: херня, мол, какая-то, я ничего не понял, но что-то меня...
— ...цепляет...
— ...зацепило и закололо, и на пробах он меня утвердил. Так «Счастливые дни» были сняты, затем «Замок» по Кафке, «Брат», потом мы будем вместе в одной коммунальной квартире жить, но я оставлю ему комнату, а он мне однокомнатную квартиру на Лиговке купит, да? Дальше «Брат-2» будет...
— ...еще позже — «Про уродов и людей»...
— Нет, «Про уродов и людей» — это шедевр, который между «Братом» и «Братом-2» состоялся, и вот вам реальная история — думаю, он бы не обиделся. Алексей сам сценарий «Ехать никак нельзя» написал, по которому картину «Про уродов и людей» впоследствии сняли. За фильм «Замок» какой-то транш, гранж — в общем, премию в поддержку новой ленты ему дали, но когда в комиссию сценарий «Ехать никак нельзя» он принес, там прочли и ужаснулись: «Это порнография — на нее денег не выделим, другой сценарий неси», и тогда Леша Балабанов бросил: «Черт с вами. Сам заработаю». Обиделся...
Он сценарий «Брат» пишет, и так звезды сошлись, что на «Кинотавре» Сережку Бодрова с картиной «Кавказский пленник» встречает и на разговор зовет: есть у меня, дескать, идея, ты мне нужен. Тот загорелся: «Согласен», и в 97-м году Балабанов «Брата» снимает, чтобы на артхаусный шедевр «Про уродов и людей» заработать.
— Потрясающе!
— Как он угадал, что «Брат» действительно кассовым будет? Не знаю, но Алексей уникальный, на мой взгляд, фильм сделал, по которому — я это сегодня в тысячный раз говорю! — поколению...
— ...о времени можно рассказывать...
— ...о Ленинграде, о том периоде жизни российской. Заработав деньги, Леша «Про уродов и людей» снял.
«ЗА «БРАТА» 500 ДОЛЛАРОВ Я ПОЛУЧИЛ, ЗА «БРАТА-2» — ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ»
— Фильмы «Брат» и «Брат-2» (второй, на мой взгляд, ничуть не хуже первого) я обожаю, считаю их знаковыми, смотреть могу бесконечно и с любого момента, а в чем, на ваш взгляд, магия этих картин?
— Рискну назвать себя человеком, который мощь Балабанова знает, почувствовал, как видел и слышал он мир, как его понимал, грыз, и для меня «Брат» помощнее, конечно, помасштабнее («Брат-2» — это, как я говорю, шлягер).
Еще одна уникальная история — как саундтрек там появился: он, мне кажется, одной из причин интереса к этой ленте стал. Балабанов музыкой ее напитал, но не как оформлением, а как музыкальным сюжетом. Они параллельно шли: фильм «Брат-2» и музыкальный сюжет, вслушайтесь! — это колоссальная его работа была, уникальное его изобретение.
В чем магия этих картин, почему от них отрываться не хочется, не знаю — наверное, в этом загадка художника и состоит. Мне такой вопрос задают постоянно, и каждый раз ответы у меня разные. Очень многое там совпало...
— ...звезды сошлись...
— ...но самое удивительное, что до сих пор эстафету из одного года в другой и из одного десятилетия в другое передает.
Горжусь! Своей причастностью горжусь, хотя с самого начала, когда обороты в кинематографе стал набирать, синдрома Ихтиандра боялся, Штирлица...
— ...Шурика...
— ...Сухова из «Белого солнца пустыни» — меньше всего актером одной роли остаться мне хотелось.
— А по-моему, ничего плохого в этом нет...
— Разумеется. После роли моего Вити Багрова (а она действительно и в популярности, и в узнаваемости, и в востребованности меня подбросила) я испугался, что на этом кинокарьеру свою и закончу. Нет, а успокоился только потому, что после «Брата-2» новая творческая полоса пошла: я и монаха сыграл, и царя Павла — у меня огромнейшая обойма ролей. Встречу со Станиславом Говорухиным взять...
— Вы у него в пяти картинах снялись...
— Да, в пяти. У фильма «Не хлебом единым» по Дудинцеву плохой был прокат, но история эта великолепная, а дальше у меня встречи с Виталием Мельниковым, с Глебом Панфиловым были — ну что вы!.. Счастье! — и тогда я успокоился.
— Витя Багров вам близок?
— Конечно, он размандяй такой. Леша его с меня писал, и когда Сережа Маковецкий полушутя-полусерьезно мою роль в «Брате-2» у Балабанова попросил...
— ...да вы что?!
— ...Леша сказал: «Как вы себе это представляете? — он же брат». — «А давай мы его убьем, — предложил Маковецкий. — Что-нибудь с ним сделаем, а я приду и представлюсь: «А я друг твоего брата», — и вместо Сухорукова буду играть».
— После «Брата» и «Брата-2» бандиты вас уважали?
— Они меня и сейчас уважают. С ними я не знаком, но когда мимо шикарные машины с тонированными стеклами проезжают, стекло медленно опускается и оттуда доносится: «Витек, здорово!». Приходится их приветствовать.
— Вы, говорят, практически бесплатно в этих картинах снимались — гонорара и вправду не было?
— Ну почему... Я признаюсь, какой получил гонорар: за первый фильм — 500 долларов, за второй — две с половиной тысячи.
— Приобрели на самом деле гораздо больше...
— Конечно: любовь народа — она бесценна. Вот иду я вчера по Москве — и меня пацан догоняет, которому во время премьеры «Брата» четыре года было, а сегодня 22, например. «Ой, Виктор, здравствуйте! Дайте автограф! А можно с вами сфотографироваться?». Думаете, это не льстит?
Я вам сейчас приятную экзотическую историю расскажу. Когда у меня юбилей был — 60 лет, я турне по Италии себе устроил, там, где никогда не был: Милан, Верона, озеро Гарда, Рим... И вот конечный пункт — Венеция, я в номере отеля «Вивальди» живу, где на стене картина висит — ангел с виолончелью, и у меня единственного с видом на лагуну балкончик. Каждое утро я на него выходил: с левой стороны огромные корабли проплывали, а справа, у Дворца дожей, огромный экран Венецианского кинофестиваля висел.
Нагулявшись однажды, сел на катер и на остров Бурано поплыл: мимо его разноцветных домов иду — это же Италия, Венеция! — и вдруг отчаянный крик: «Виктор!». Оборачиваюсь — молодой человек лет 25 ко мне бежит. «Здравствуйте! — на ломаном русском языке говорит. — Вы же Виктор, «Брат-2»? Я вашу картину видел, вы мне очень понравились, дайте автограф» — и руку подставляет: он в белой рубашке был. Я ему свою фамилию прямо на ней нарисовал. «А может, сфотографироваться позволите?» — парень охал, ахал, кричал... Потом объяснил мне, что он из Словении, в Италию эмигрировал, в кафе работает и через витринное окно проходящего в капюшоне Сухорукова увидел. Узнал! — и это чудо.
«ПАРНЕМ БОДРОВ БЫЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ, ПРОСТО ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ ЕГО НЕ ХОЧУ»
— Отношения с Сергеем Бодровым у вас сложились? Хорошим он парнем был?
— Да, сложились, и парнем он был замечательным, просто идеализировать его не хочу. Бодрова я видел разным — держался он, особенно поначалу, обособленно, скромно, тихо и разговаривал мало, больше слушал... Нас ночные разговоры сблизили — мы же с ним в Америке, когда в «Брате-2» снимались, в одних апартаментах жили. Я в Чикаго прилетел, а Серега уже там был, и встретил меня очень радушно — стол накрыл, в центр города потом повел. Разумеется, иногда он в свои комнаты передохнуть уходил, но мы о многом беседовали. Я уже тогда знал, о чем он мечтает, кем хочет быть, каково его отношение к отцу и к кинематографу, но это там, глубоко — почему и рассказывать-то не буду...
Из журнала «Караван историй».
«Каждый из нас к какому-то событию причастен, с какой-нибудь личностью, фигурой знаком. Я, например, завидую тем, кто дружил с Высоцким, жалею, что так и не познакомился с Окуджавой. Я на сцене великую Раневскую видел, но, к сожалению, удобного случая, чтобы руку ей поцеловать, у меня не было, зато в моей жизни Сережа был — молодой, обаятельный, талантливый, человечный....
С Сережей мы познакомились, когда сцену в автомобиле снимали, — как сейчас помню, это на Петроградской стороне было. Во время обеденного перерыва я предложил Сереже перекусить в соседнем кафе. Он вежливо отказался, а режиссер Алексей Балабанов засмеялся: «Пообедаем! Щец похлебаем! Ха-ха, да Сергей — поколение «Макдоналдса» и пепси!». Но мы все-таки нашли с ним общий язык, иначе финальная сцена у нас такой родственной не получилась бы.
Когда Сергей прочитал сценарий «Брата-2», позвонил мне и сказал: «Витька, фильм твой!». В Чикаго мы целый месяц в апартаментах жили: у него своя половина была, у меня — своя, и каждый день до глубокой ночи в гостиной засиживались и разговаривали: он пиво с лимончиком пил, я — сок или молоко. У нас даже кухня была, на которой я еду жарил-парил, потому что Сережа больше снимался, а я чаще в номере сидел. Мне было комфортно с ним по Чикаго гулять, к тому же он свободно владел английским. Слава Богу, и Сергея наши прогулки не раздражали.
Как-то с ним в супермаркет зашли, еды полную тележку набрали. Бодров бутылку красного вина для себя взял, но, внимательно на него посмотрев, пробивать покупку кассирша не стала, а на какую-то кнопку нажала. Перед нами мгновенно темнокожий амбал в полицейской форме вырос, они поговорили, полицейский махнул рукой — и бутылку нам отдали. Сережа аж покраснел: «В Америке до 21 года спиртное не продают», — объяснил мне, когда мы вышли, а ему тогда уже 27 стукнуло. Что значит светлый, чистый человек! — глаза ясные, как у юноши...
Закончились съемки, и фирма, которая нас одевала, сделала актерам подарки. Сереже шикарное итальянское пальто и шляпу вручили, в которых по сценарию он из Америки уезжал, и вдруг он эти вещи мне дарит. Я долго сопротивлялся: «Нет, нет, надо мной смеяться будут: Витька Серегино пальто напялил, да и художник по костюмам Васильева возмущаться станет — без ее ведома вещи по рукам пошли».
Пальто это в моем шкафу год, затем другой висело — я его надеть не смел: во-первых, повода не было, во-вторых, некуда. Тем более к такому роскошному кашемиру должен был, как минимум, лимузин прилагаться, и вот однажды меня на телевидение пригласили. Я открыл шкаф, мой взгляд на пальто упал, и я его надел, а через два дня трагедия в Кармадоне случилась...».
...Серега нормальный, талантливый был, умный, красивый...
— ...и светлый какой-то, правда?
— Естественно. Его женщины, мать с бабкой, воспитывали, поэтому трепетный был он, внимательный.
— Трепетный — хорошее слово...
— Серега еще очень совестливый был, хотя никогда не признавался, что, скажем, в Бога верит, и я, конечно, одного себе простить не могу — что расстались мы плохо... Это ведь (я ничего не придумываю или пускай он меня накажет) его фраза была: «Витюша, а если я свое кино делать стану, сниматься у меня будешь?». — «Только позови, — я ответил, — я очень преданным буду актером».
Он какими-то вещами со мной делился... Написав сценарий «Сестры», — тоже впервые рассказываю! — Сергей мне позвонил: «Почитай». Я прочитал, и финал в картине, когда старшая сестра прощаться с младшей со спортивной сумкой (вроде бы по пути на тренировку) спускается, это я ему подсказал. Помните, девочка ее спрашивает: «Поедешь с нами?», а та, что постарше, отвечает: «Нет... — и шкатулку протягивает. — На вот, возьми»? И когда машина с младшей сестрой уезжает, старшей бабка говорит: «Ну что, беги на тренировку, опоздаешь...», а она отмахнулась: «Да нет у меня сегодня тренировки». Это я ему предложил — в сценарии прощания не было. «Нет, — посоветовал, — дай им проститься, разорви их, но дай друг на друга в последний раз посмотреть». Он согласился.
Когда к съемкам этого фильма Бодров приступил, я спросил: «А чего ты мне роль не даешь?». Он отшутился: «Витя, ты же великий — нет тебе роли», а я мог бы и за Андрюшку Краско сыграть, который великолепно отработал, да любого же бандита. Я бы за Сережкиной спиной встал, потому что понимал: это его режиссерский дебют, а я очень высоко ценил его и уважал — он настолько в процессе съемок внимателен был и дотошен... Не позвал — и я на него обиделся.
Потом Сергей новый фильм запустил — «Связной». До этого у него мечта была «Морфий» снять, но продюсер Сергей Михайлович Сельянов тогда его остудил: «Погоди! Не торопись, опыта наберись — материал сложный». И тогда он уникальный, как мне «пинкертоны» доложили, сценарий написал, и опять места мне не было, а ведь историю эту сам сочинял — мог бы меня как-то «вписать». Я ему звоню — телефон не отвечает... Я и не знал, что в новую квартиру они уже переехали и, пока ремонт там заканчивали, жили в деревне, что его жена Светлана сыном Сашкой беременна, который как две капли воды на отца будет похож.
Последний раз мы в кинотеатре «Пушкинский» на премьере фильма «Кукушка» встретились. Он со Светланой был — они увидели меня и по проходу ко мне бежали, а я же, мать его ети, с гонором, потому что режиссера Бодрова уже ревновал. Он что-то мне говорил, я что-то ему отвечал, но про новую картину молчал и про роль уже не заикался.
Показ закончился, публика зал покидать стала... Съемочная группа на лестничном пролете собралась — там и Сельянов стоял, и Бодров, и ведь видел я, что Серега меня пасет: он как-то вполоборота к выходу из зала курил. Явно ждал, — или мне показалось? — что я подойду и о чем-то заговорю, эмоции свои по поводу фильма, который мне очень понравился, выскажу, а я демонстративно мимо прошел, даже не попрощался. Потом он в Кармадонское ущелье уехал — там и остался...
Из журнала «Караван историй».
«Мне рассказали, что там, в Кармадоне, после съемок эпизода «Связного» Бодров сидел в машине на дне ущелья и ждал осветителей, хотя раньше на другом транспорте мог уехать. Он этого не сделал...
Мне хочется верить, что ребята ничего не почувствовали: растворились, распались на атомы, во всяком случае, для меня они не умерли, просто ушли. Трудно представить, какое космическое совпадение, ведь этих ущелий в тех краях, как косичек на голове узбечки. Почему Сергей именно это место и именно в эту секунду выбрал, ведь ледник в одно мгновение съехал? Как дуновение, как шапка снега с еловой ветки: ух — и накрыл людей, словно одеялом.
Сергей рождения сына дождался, сделал в новой квартире ремонт и снял кино. Вы не поверите, но мне иногда кажется, что часть своей славы мне Сережа оставил — до сих пор люди ко мне подходят и, как к брату Бодрова, обращаются».
«МНЕ ИЗ АМЕРИКАНСКОЙ ТЮРЬМЫ В БОЧКЕ ИЗ-ПОД СОЛЯРКИ ХОТЕЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ, Я УЖЕ ПРИДУМАЛ, КАК НАШИ МОРЯКИ КОНТРАБАНДУ ОТКРЫВАЮТ, А ОТТУДА НЕ БРИЛЛИАНТЫ, НЕ ИКРА, А ЛЫСАЯ РОЖА СУХОРУКОВА В МАЗУТЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: «НУ, ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!»
— В гибели Бодрова себя Алексей Балабанов винил, который Сергею это место для съемок и подсказал... Кстати, от артистов, которые у этого режиссера снимались (например, от Ренаты Литвиновой), мне приходилось слышать, что Алексей Октябринович своеобразный был человек, — некоторые откровенно сумасшедшим его называли...
— Кого?
— Балабанова... Говорили, что он может зимой в одной и той же меховой шапке ходить, что совершенно мирской суеты чужд, в мысли свои весь погружен. Нематериальный, в общем, человек — в нем это было?
— Нет. Это художник. Сумасшедший — существо неразумное, а Алексей — суперразумное, просто что-то ему было чуждо, что-то он презирал. Жил он вот так — под молнией, под стрелой небесной, вот он такой! Может, какой-то протест в этом был — не знаю: он же из рок-н-ролла, с Вячеславом Бутусовым дружил, и все эти «Агаты Кристи», «Наутилус Помпилиус», Юра Шевчук — его друганы были.
— Поэтому, может, и фильмы такие снял...
— Возможно. Ну представьте себе: он в армию пошел и переводчиком в Анголе, Эфиопии, Йемене, Сирии был — где-то там на английском спикал.
— Ого!
— Ну что вы! Он высокообразованным был. Как художнику ему неважно было, что он ест, пьет, во что одет — это все такое...
— ...второстепенное, наносное...
— Вот как снег: он падает — мы восхищаемся, а под ногами красота чавкает и в грязь превращается. Для Балабанова быт, комфорт — лишь иллюзия была, он только темой, сюжетом жил, перспективой. Да, многие конформисты, очень суетливые, а для него это было неважно.
— Столько он вас снимал и вдруг перестал — почему?
— Да не знаю! Я духу набирался и к нему приезжал — на откровенность хотел вызвать. Мы же с ним редко встречались, он даже по телефону-то не очень со мной разговаривал. Такое ощущение, что либо черная кошка пробежала, либо грязных слов в уши надули, либо в нем что-то сломалось. Как-то он мне сказал: «Ну ты же крутой!», а однажды растрогался: «Витька, мы же с тобой такую жизнь в одной коммуналке прожили»... Все время его то в какие-то воспоминания приятные кидало, то вдруг общения со мной он чурался. Я это все учитывал, и, когда под юбилей к нему приехал, очень дорогие мне вещи ему подарил, а потом предложил: «Давай «Брат-3» сделаем...
— ...ух ты!..
— ...у меня есть идеи». Он посмотрел так: «Как это ты без Сереги себе представляешь?». — «Ну есть же «Форрест Гамп», — я ответил, — где президенты смонтированы — мало ли... Сейчас технологий столько. У меня мысль есть, как и Сережку в этом фильме показать. Не хочешь меня ты задействовать — черт с ним, но «Брат-3» сними». Массу идей ему начал подбрасывать, искушать: «Богачом проснешься — даже если провалимся, миллион соберете», потому что много лет прошло, но до сих пор меня везде как Витю Багрова узнают. Даже вот в Киев летел — в зале ожидания иностранец ко мне подошел: «Ой, здравствуйте, вы Виктор Сухоруков? «Брат»? А продолжение будет?» — и я руками развел: «Не будет».
Леша ни в какую: «Нет, за это браться не буду, отстань». Два часа его уговаривал, только разве что на столе перед ним не плясал, причем неоднократно, и вдруг, видимо, уже от этих разговоров устав, он сказал: «Вить, я сегодняшнее время не знаю...
— ...вот оно что!..
— ...Пусть это кто-то другой делает — я не против, но без меня».
Конечно, я с этой идеей к Сельянову обращался, мне хотелось из американской тюрьмы в бочке из-под солярки вернуться. Я уже придумал себе, как наши моряки контрабанду открывают, а оттуда не бриллианты, не икра, не что-нибудь этакое, а лысая рожа Сухорукова в мазуте появляется, который, глядя на петербургский порт, широкой отвратительной улыбкой улыбается и говорит: «Ну, здравствуй, родина!», но они на это так и не поднялись.
...Этот вопрос: «Что произошло?» Алексею я задавал. Он ничего не значащей фразой: «Нет тебе роли» отделывался, но я-то видел, что есть — и в «Мне не больно», и в «Морфии»...
— ...и в «Кочегаре»...
— Да, я мог себе применение там найти. Успокоился только тогда, когда сам себе сказал: «Я для него состарился, я для него, как в гербарии листок, — все, больше неинтересен»...
— ...пока...
— Нет, вообще — понял, что уже никогда ничего не случится. Жаль, все равно он, как и Фоменко, для меня... Помните, я говорил вам, какое оно — мое богатство? Не ордена, не медали, не статуэтки, а встреченные люди: Мамин, Балабанов, Мельников, Говорухин — и это только в кино, поскольку о нем речь, но в данном случае я человек богатый.
«ГДЕ РАНЬШЕ ТЫ БЫЛ? — БОРТКО ВОСКЛИКНУЛ. — Я ЖЕ АКТЕРА НА РОЛЬ ШАРИКОВА ТАК ИСКАЛ»
— Будучи общепризнанным мастером отрицательных персонажей, своих мерзавцев вы любите?
— Люблю. Потому и мастер.
— Вы знаете, как их играть?
— Знаю.
— В основе жизненные наблюдения лежат, опыт?
— Не только — видимо, это наука творческая, актерская. Главная задача (я этот секрет всем, кто хорошим актером в плохих ролях хочет быть, открываю) — обаяние: вот и все!
— Насколько мне известно, Владимир Бортко очень сокрушался, что не знал вас, когда «Собачье сердце» снимал, а то вы бы обязательно Шарикова сыграли...
— Да, но позже я у него одного питерского депутата — скрытого гомосексуалиста Глазанова — сыграл.
— Это в «Бандитском Петербурге», наверное?
— Совершенно верно, в первом фильме по Константинову, и когда эту роль я озвучивал, он воскликнул: «Где раньше ты был? Я же актера на роль Шарикова так искал». — «Да, Володя, — кивнул, — а я рядом был и на учете на «Ленфильме» состоял, в картотеке там находился», а сегодня некоторые барышни из актерского отдела хвалятся: «Это я его для «Комедии строгого режима» нашла». «Это я карьеру ему сделала», — одна мадам, ныне серьезная женщина, кастинг-директор, всем говорила (ну, не будем — она даже с Балабановым на «Счастливых днях» работала). Многие сегодня к моей биографии примазываются, которую я отлично помню, но Бог с ними — значит, я действительно состоялся, значит, неслабую репутацию заработал. Знаете, за успех отвечаю я, а признание раздают другие — могут признать, а могут и прокатить, могут возвысить, а могут и не заметить. Заметили — и слава Богу!
— Вы несколько раз у Станислава Сергеевича Говорухина снялись — блестящего, на мой взгляд, режиссера и замечательного — мы дружим с ним! — человека: очень умного, неординарного, много книг прочитавшего, что далеко не всем нынче свойственно...
— Он вот как раз за то, что я их читал мало, меня ругает.
— Сниматься у него интересно вам было, он грандиозный, на ваш взгляд, мастер?
— Да что вы, друзья мои, ну, конечно! В свои 75 на съемках Weekend Говорухин работал так одержимо, так творчески, так новаторски, так свежо, так азартно, что я думал: «Мама дорогая, да передо мной в кашне, в кепке а-ля Кустурица какой-то понтовый» — этакий дядька с трубкой, западный мужик сидит, который в силе, в энергии, в страсти.
Историю рассказываю — пригодится, нет ли... Рабочее название картины Weekend было «Лифт». Говорухин «Лифтом на эшафот» хотел назвать, но для этого права из Франции нужны... Он в тот раз приглашать меня не собирался, но потом своим ребятам сказал: «Ну-ка, Сухорукову позвоните — свободен он или нет?». Я пришел... «Ну что, — спросил, — следователя сыграешь?». Я замялся: «Их вон сколько в телевизоре развелось, и все бритоголовые — как его играть, как к этой роли подойти, не представляю». Тем более я сценарий прочитал и честно признался: «Станислав Сергеевич, че-то он мне не понравился, слишком многословный какой-то»... Он: «А ты внимания не обращай — это болванка, я его дорабатывать буду, дописывать», и в результате я ответил ему: «А вы знаете, я без сценария буду сниматься». — «Как?». — «А вот так, с листа. Каждый день вы мне задание давать будете, а я выполнять его стану вслепую».
Уже перед началом съемок Станислав Сергеевич, раскуривая трубку, спросил: «И как же ты решил своего следователя лепить?». — «А никак — Жана Габена играть буду». Он грозно: «Под Коломбо косить собираешься?». Я: «А вы хотите, чтобы под Максима Аверина или под Сережку Селина косил? Конечно, под Коломбо лучше».
Художник по костюмам Наташа меня так одела — блеск! — и дальше фантастика началась: я так никогда не работал. Приходил на съемки, Говорухин сажал нас, актеров, вокруг монитора и рассказывал, что было вчера, что должно быть завтра, а сейчас происходит то-то, то-то и то-то, и мы сиюминутность играли — это такой был адреналин!
Затем я на озвучивание пришел, один эпизод смотрю, другой... «Станислав Сергеевич, — попросил, — ничего не вымарывайте, не вырезайте: я хорош». У меня вот такая роль получилась! (Большой палец показывает). Отсюда и ответ, каков Говорухин. Современный! Всегда разный, всегда талантливый, перед началом каждой съемки всегда волнуется и даже трусит.
«МНЕ ГОВОРЯТ: «ТЕБЯ КАМЕРА ЛЮБИТ» — НЕТ, Я В СГОВОРЕ С НЕЙ»
— Вы действительно часто в своем деле актерском какие-то наработки используете, которые в свое время у корифеев советского кино Николая Крючкова, Бориса Андреева, Петра Алейникова и Людмилы Целиковской подсмотрели?
— А я этого и не скрываю...
— Эти приемы, когда их в сегодняшнюю реальность переносите, работают?
— Конечно! Помните, в начале того же «Брата» я сижу и задание убить мне дают? (С каменным лицом сидит, потом мочку уха трогает). Марлон Брандо из «Крестного отца»! — и таких секретиков у меня очень много, потому что арсенал советского кино...
— ...да, мощный...
— О зарубежном не говорю, потому что мало его видел. Только сегодня его догоняю: много смотрю, и мне все интересно, даже плохой фильм для меня — урок. На это уже чисто профессионально гляжу, из любопытства — что я профукал, что, как и многим, мне не дано было, а советское кино я в огромном количестве видел. Нынешнее поколение (да даже наше в сегодняшнем дне) многое забыло, многого не знает, а там такие вещи есть, которые как актеру необыкновенно дороги мне и ценны. Паузы, взгляды, повороты головы — на том золотом фонде человеком я, можно сказать, стал.
Меня же никто этому не учил... Да, я ГИТИС окончил, да, в дипломе моем «актер театра и кино» написано, но перед камерой я там никогда не стоял. Мне говорят: «Тебя камера любит» — нет, я в сговоре с ней, с оператором. Режиссер сбоку здесь остается, он идеолог, а кино оператор-постановщик фиксирует — это ему я в любви признаюсь, когда на съемочную площадку прихожу.
Конечно, многие вещи, которые удалось мне из прошлого кинематографа выудить, я потом даже в театр несу. Я в этом уже признавался и ничего плохого не вижу в том, что с собой, как мне кажется, лучшее беру и констатирую: это уже было, ничего нового я не делаю — просто подсмотренное в оболочку Вити Сухорукова обряжаю. Мало того, я и методику кинематографа в театр перенес. Помогает... Это продуктивно...
Допустим, в спектакле «Игроки» большущая сцена, где я в роли помещика Глова (у Сухорукова в «Игроках» две роли — Глов и Замухрышкин. — Д. Г.) о сыне Саше рассказываю, две недели репетировалась, а в фильме «Бедный, бедный Павел» огромную драматическую сцену мы монтировали и мизансценировали два-три часа, даже пусть полдня, и за две-три минуты снимали. Получилось шикарно — теперь эту методику я в театр перенес. Мне говорят: «Не торопись, у нас еще два месяца впереди, люди не готовы», а я уже готов, и в этом мне сегодня скоростной метод работы над ролью, почерпнутый в кино, помогает.
Повторюсь: я не скрываю, что какие-то наблюдения из советского кино переношу: ужимки, повадки, манерки, какие-то вещи очень уловимые или неуловимые... Например, в «Родне» Михалкова Нонна Мордюкова в поезде с попутчиком едет (как же этого артиста фамилия? А-а-а, Андрей Петров!), который винцо разливает. Она выпивает, а потом с нарочитым отвращением выдыхает: «Ой, отра-а-а-ва!». Я ее интонацию в «Игроки» перенес (там чиновник Замухрышкин так же на чарку реагирует), и это не мешает — главное, чтобы все было уместно, чтобы шестереночки в пазы входили...
— В этом спектакле с Олегом Меньшиковым вы играете, которого еще 10-15 лет назад некоторые коллеги гением называли. А вы каким актером его считаете?
— Гениальным.
— В чем же гениальность его состоит?
— Скажу: повторить Олега нельзя. Нравится или не нравится вам то, что вы видите, — дело вкуса, а вот если вы смотрите и недоумеваете: а как он это делает? — первый признак гениальности налицо. Меньшиков личностный, индивидуальный, штучный, в природе такой он один. Конечно, слова «гениальный», «легендарный», «великий» должны актеру за чертой принадлежать, все это произносить надо, когда он за пределом, на той стороне — то есть после смерти. Мы сегодня привыкли легкомысленно эти определения раздавать, а я с ними осторожничаю, но если речь об Олеге, считаю: он настолько хорош, что его можно гениальным назвать... При том, что человек это сугубо земной, смертный, сомневающийся, потеющий...
— ...терзающийся...
— ...разный, но когда на подмостки выходит — все! — это другой мир, другое пространство. В кино я с ним никогда не работал, но на сцене он как будто не болеет, не жрет, не пьет, не дышит — просто есть! Тут какая-то магия присутствует, и однажды на поклонах женщина со слезами к нему вышла. «Ну дайте автограф, — попросила, — иначе плохо мне будет» — вот что это!
— Я криминальную комедию «Жмурки» очень люблю, которая как бы жирную черту под 90-ми подвела, а вам этот фильм дорог?
— Дорог, конечно, — это моя последняя работа с Балабановым.
— Он там множество звезд собрал, которые за этим режиссером, в общем-то, безоглядно пошли... Так же, к слову, как и зрители, — я тоже могу этот фильм хоть 100 раз смотреть, а по-вашему, секрет его в чем?
— Думаю, в том, что Алексей знал, о чем говорит, что показать нужно, на что внимание обратить. Мы какие-то намеки, прищуры его видим, мы — вот в чем, наверное, талант! — даже то, что за кадром, чувствуем. Обычно сравнение такое используют: это как водяной знак у рубля, как второй план... Нет, у него 3D без этих D — такое ощущение, мне кажется, возникает. Уж на что я картину «Брат-2» знаю, — сам в ней снимался! — а когда сегодня смотрю, какие-то другие вещи там вижу.
(Окончание в следующем номере)

«Брат» Виктор СУХОРУКОВ: «Серега Бодров был талантливый, умный, красивый, трепетный, совестливый, и я одного себе простить не могу — что расстались мы плохо. Потом он в Кармадонское ущелье уехал — там и остался»
Экс-народный депутат Украины от Партии регионов Елена БОНДАРЕНКО: «Нынешняя власть закончит хуже, чем Янукович»
Экс-глава Управления СБУ в Луганской области Александр ПЕТРУЛЕВИЧ: «Почему военных России быстро обменивают? Чтобы не рассказали, кто из нашей власти им помогает»
Дмитрий БЫКОВ: «Поглядишь на украинца и грузина С тайной завистью и явною виной — До того ли им уютно и едино! Это мы сплотили их, никто иной»
Тарас ЧОРНОВИЛ: «Освобождение Савченко — очень плохой подарок для Тимошенко»
Что же будет с Савченко и с нами?
Все равно наворуют
Концерт песен Александра Вертинского (copy)
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги